Ассоциация саморегулируемая организация «Межрегиональное объединение организаций архитектурно-строительного проектирования»

Наше Партнерство приняло участие в организации выставочной экспозиции и круглого стола по тематике высокоскоростного движения на Российском инвестиционном строительном форуме РИСФ-2015.

В рамках выставочного стенда НОПРИЗ на форуме РИСФ-2015 11-12 февраля был представлен блок высокоскоростного транспорта, который посетил министр строительства и ЖКХ Михаил Мень.

Экспозиция была подготовлена при участии специалистов нашего Партнерства и Союза Строителей Железных Дорог.

Президент НОПРИЗ Михаил Посохин рассказал министру основные направления сотрудничества ОАО «РЖД» и Национального объединения изыскателей и проектировщиков по развитию ВСМ. Руководитель Департамента по строительству и новым технологиям ОАО «Скоростные магистрали» Юрий Котлов поблагодарил министра за совместную работу по согласованию СТУ для ВСМ.

В составе экспозиции были представлены макет высокоскоростного поезда «Сапсан» и отображены основные параметры участка ВСМ «Москва-Казань». Свою модель транспортного контейнера, движущегося на принципах магнитной левитации представил Петербургский государственный университет путей сообщения. Наглядную модель действия принципа магнитной левитации на основе низкотемпературных сверхпроводников продемонстрировала московская компания СуперОкс.

 

О круглом столе

11 февраля в рамках IV Российского инвестиционно-строительного форума Национальным объединением изыскателей и проектировщиков совместно с Союзом Строителей Железных Дорог и НП СРО «МООЖС» был проведен круглый стол «Строительство высокоскоростных железнодорожных магистралей: участники, инвестиции, технологии».

Модератором дискуссии выступил Президент Союза строителей железных дорог, Председатель правления нашего СРО Геннадий Талашкин.

С приветственным словом от имени Национального объединения изыскателей и проектировщиков выступил Президент объединения Михаил Посохин. Он отметил важность для проектировщиков темы развития высокоскоростного движения в России, указал на особую роль Национального объединения в процессе создания нормативно-технической документации для проектирования ВСМ и объявил, что для решения этих вопросов создан специальный Комитет высокоскоростного железнодорожного транспорта, в который входят лучшие эксперты отрасли. Михаил Михайлович пожелал участникам проекта ВСМ «Москва-Казань» успеха в достижении поставленных целей.

От имени Национального объединения строителей с приветственным словом выступил Николай Маркин. Он особенно отметил инновационную составляющую создания нового вида транспорта и создания инфраструктуры. Это важно для государства, для населения и для бизнеса, в том числе для строителей и производителей стройматериалов. На сегодняшнем этапе НОСТРОЙ готов подключиться к созданию нормативно-технических документов по высокоскоростному движению, и это предусмотрено подписанными соглашениями.

С докладом о проекте ВСМ «Москва-Казань» выступил руководитель Департамента по строительству и новым технологиям ОАО «Скоростные магистрали» Юрий Котлов. Он отметил высокий уровень взаимодействия железнодорожных ведомств с национальными объединениями СРО по продвижению разработки нормативно-технической документации и рассказал об основных параметрах стратегии развития ВСМ до 2030 года и пилотного участка ВСМ «Москва-Казань».

О возможностях отечественных производителей и разработчиков рассказал руководитель Группы компаний «1520» Юрий Ободовский. Он обобщил отечественный опыт российских компаний по освоению лучших технологий и локализации производств продукции, которые могут быть применимы и востребованы при строительстве ВСМ.

О практических аспектах проектирования ВСМ рассказал генеральный директор проектного института ОАО «Росжелдорпроект» Андрей Волков. Он рассказал об опыте проектирования линий скоростных участков на которых сейчас курсируют поезда Сапсан и Аллегро и готовности институту к проектированию ВСМ «Москва-Казань». Он также отметил ряд вопросов, которые значительно затруднят работу проектировщиков. Это отсутствие достаточного объема сертифицированной продукции для ВСМ, отсутствие технических требований к подвижному составу на линии ВСМ, неопределенность по основным техническим и технологическим решениям. Нужно решить эти вопросы в первоочередном порядке, потому что проектировщики несут за это ответственность. Андрей Николаевич выразил надежду, что на площадке Национального объединения изыскателей и проектировщиков можно будет обсудить и решить многие проблемные вопросы.

Специальные технические условия для проектирования и строительства ВСМ «Москва-Казань» были утверждены Заказчиком и согласованы Минстроем РФ в конце прошлого года. Их разработчиком выступил Петербургский государственный университет путей сообщения. Об опыте разработки СТУ рассказал заведующий кафедрой «Изыскания и проектирование железных дорог» университета Сергей Шкурников. В порядке дискуссии свои соображения о путях развития нормативно-технической базы ВСМ высказал эксперт РСПП Вячеслав Блинов.

Заместитель генерального директора по инновационному развитию ОАО «РЖДстрой» Евгений Дорот рассказал об опыте компании по внедрению новых технологий. С докладом на тему «Искусственные сооружения для ВСМ» выступил вице-президент ОАО «Институт «Гипростроймост». О перспективах развития магнитолевитационного транспорта в России рассказал научно-образовательного центра инновационного развития пассажирских железнодорожных перевозок ПГУПС Анатолий Зайцев.

По итогам дискуссии ведущий круглого стола предложил участникам активней участвовать в работе постоянно действующей площадке обсуждения на базе Союза Строителей Железных Дорог, а также Комитета высокоскоростного железнодорожного транспорта НОПРИЗ.

 

Аудио-запись круглого стола

Скачать (88,2 МБ)

 

Справка о проекте ВСМ «Москва-Казань» (подготовлена по материалам ОАО «Скоростные магистрали»)

В настоящее время выполнен весь объем работ по обоснованию ВСМ Москва — Казань, предусмотренный сетевым планом-графиком мероприятий, утвержденным 30 сентября 2013 года Председателем Правительства РФ:
- разработано обоснование инвестиций в проект, на которое получено положительное заключение Главгосэкспертизы России;
- с участием международных экспертов проведен независимый технологический и ценовой аудит проекта, подтвердивший параметры обоснования инвестиций по уровню технических решений и стоимости;
- подготовлены инвестиционный меморандум проекта и конкурсная документация на этап проектирования магистрали.

Протяженность линии ВСМ Москва — Казань составит 770 км, она пройдет по территории 7 субъектов России и будет иметь 15 остановок: 5 в крупных городах (Москва, Владимир, Нижний Новгород, Чебоксары, Казань) и 10 региональных. Это позволит «подключить» к магистрали регионы с населением около 25 млн. человек, обеспечив часовую доступность городов.

Консорциумом ведущих российских институтов проведены расчеты макроэкономических эффектов от ввода ВСМ, результаты которых подтверждены Минэкономразвития России. В предложенной схеме проект ВСМ «Москва — Казань» в полной мере является окупаемым как для государства, так и для частных инвесторов.

Только в первые 12 лет эксплуатации трассы совокупный прирост ВВП России за счет агломерационных эффектов, обусловленных ростом производительности труда и повышением деловой активности в несырьевых отраслях экономики, составит 11,7 трлн. рублей в прогнозных ценах. Размер дополнительных налоговых поступлений в этот период составит 3,8 трлн. рублей, что кратно превышает стоимость реализации проекта.

Инвестиции в проект обеспечат масштабную поддержку российской промышленности, прежде всего металлургии (производство рельсов и металлоконструкций), машиностроения, промышленности строительных материалов, торговли и науки.

Ближайшей задачей в реализации проекта ВСМ Москва — Казань станет проведение в 2015 году конкурса на выбор подрядчика на проведение изыскательских работ и работ по проектированию трассы. После завершения проектных работ и утверждения проекта начнется строительство самой магистрали с последующим вводом в постоянную эксплуатацию. Организационно-правовая модель реализации проекта предусматривает применение механизмов государственно-частного партнерства.

В соответствии с Транспортной стратегией до 2030 года в России должно быть введено в эксплуатацию 4 300 км высокоскоростных и 7 000 км скоростных железнодорожных линий. Основными направлениями развития ВСМ должны стать линии Москва-Поволжье-Урал, Москва-Северо-Запад, Москва-Центр-Юг.